Arms
 
развернуть
 
456730, Челябинская обл., с. Кунашак, ул. Коммунистическая, д. 5
Тел.: (35148) 2-86-60, 2-86-76 (ф.)
kunash.chel@sudrf.ru
456730, Челябинская обл., с. Кунашак, ул. Коммунистическая, д. 5Тел.: (35148) 2-86-60, 2-86-76 (ф.)kunash.chel@sudrf.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 24.03.2025
Решением Кунашакского районного суда Челябинской области отказано в удовлетворении требования о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещенияхверсия для печати

           Кунашакским районным судом Челябинской области в феврале 2025 г. рассмотрено гражданское дело  по  иску  К. к администрации Кунашакского муниципального района, Управлению по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях.

 Решением Кунашакского районного суда, вынесенного в феврале 2024 года  в удовлетворении исковых требований К. к администрации Кунашакского муниципального района, Управлению по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях отказано.

Из материалов дела следует, что в августе 2024 года истец К. обратилась в администрацию Кунашакского муниципального района с заявлением о постановке на учет граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения, указав в заявлении категорию граждан малоимущие и нуждающиеся, приложив к заявлению удостоверение перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием.

Постановлением Главы администрации Кунашакского муниципального района истцу К. отказано в признании малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.

Согласно абз. 1 ст. 4 Закона социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона №1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" гражданам, указанным в статье 1 данного Федерального закона, получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 1 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, которым в рамках реформирования системы социальной защиты населения был изменен и порядок обеспечения жильем указанных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации. Согласно пункту 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в новой редакции тем из них, кто был принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предоставлено право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данного предписания Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29 декабря 2004 года № 866, которым в качестве основной формы обеспечения таких граждан жильем за счет средств федерального бюджета было избрано предоставление субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В связи с внесением постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года №865 изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года №675, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении "Маяк", принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, получили право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Механизм предоставления социальных выплат (жилищных субсидий, субсидий) таким гражданам закрепляется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанных подпрограмм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с подп. "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Анализ приведенного выше законодательства свидетельствует о том, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета указанной категории граждан осуществляется исключительно при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Что касается граждан, также относящихся к указанным категориям, но принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, то, согласно пункту 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, для них предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как следствие, граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года и, соответственно, не имеющие статуса участников соответствующих подпрограмм федеральных целевых программ "Жилище" на 2002 - 2010 годы и на 2011 - 2015 годы и последующие годы, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

Учитывая изложенное, установление малоимущности и фактической нуждаемости гражданина в жилом помещении является одним из существенных обстоятельств при разрешении данного спора.

Нормы и условия нуждаемости в жилых помещениях граждан, в том числе категории, к которой относится истец, определяются жилищным законодательством РФ.

Согласно п. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на соответствующем учете имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно расчету, представленному Управлением ЖКХ, К. является неработающим пенсионером, доходы в течении всего расчетного периода 281700 рублей 16 копеек, 23475 рублей 01 копейка в месяц, на сентябрь.2024 прожиточный минимум для пенсионеров составляет 12280 рублей в месяц.

Учитывая, что документы, подтверждающие право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют, малоимущим истец К. в установленном законом порядке не признана, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности принять истца на соответствующий жилищный учет.

 

Пресс-служба Кунашакского

         районного суда
опубликовано 24.03.2025 08:43 (МСК)